Катушки для нахлыста мифы и факты. Часть вторая

Перевод статьи. автор  Doug Macnair.
 
В первой статье мы рассмотрели общее устройство нахлыстовых катушек.
 
Если вы  увлечетесь искусством нахлыста по-настоящему, то наступит момент, когда вы решитесь отказаться от старой Medalist 1494 и перейти к "современности". Скорее всего, это будет не по причине каких-либо проблем с Medalist (если конечно вы регулярно подтягивали винты и смазывали ее время от времени). И тогда Вы должны будете оправдать свои расходы, и здесь позвольте мне поделиться любимой отговоркой, неоднократно использованной мной для моей жены: "Любимая! Ну, ты подумай, я стою в реке и вдруг с моей катушкой, что-то случится? У меня всегда будет с собой старая катушка, которой я смогу воспользоваться".
Я использую эту отговорку уже много лет, и она, как правило, срабатывает, но иногда мне кажется, что жена позволяет мне думать, что это срабатывает. Я помню давно, много лет назад, когда я покупал Silver Hawk вместо четырехдверного Студбекера, я так же  рассказывал, что в новой машине больше жизненного пространства.

Нахлыстовая катушка Abel Model 3N

Придет момент, когда вы решите поменять или добавить новую катушку в тот список, который мужчины называют "игрушками" или "стратегическими запасами", а женщины "старьем" или "всяким мусором". Все зависит от системы отсчета. Но когда наступит такое время, то существует несколько советов, чтобы помочь вам решить, что именно вы хотите купить или получить в подарок на Рождество или день рождения….
Почти все катушки работают прекрасно, иначе они бы не оставались на рынке, но, тем не менее некоторые катушки работают лучше остальных. Это как в автомобилях, почти любой автомобиль способен довезти вас из точки А в точку, Б, но тот, который сделает это лучше, будет предпочтительнее для вас и больше отвечать вашим вкусам. Это будет сумма различных факторов: дизайн, скорость, комфорт, расход топлива, надежность…
 
И если быть полностью честным, то все это распространяется и на нахлыст. Каждый раз, когда вы тратите больше 100 баксов за катушку, то ожидаете найти какие-то улучшения в атрибутах пропорционально увеличению цены. Ищите их…
Второй аргумент это разумность. Разумность впервые становится важной тогда, когда вы понимаете, почему в нахлыстовом магазине в наличии только 5 производителей из 30 возможных. Готов держать пари на то, какие модели из этих 30 вам будут рекомендовать продавцы.
 

Тормозной механизм нахлыстовых катушек.

Как и классическая Pflueger Medalist все нахлыстовые катушки имеют раму, ножку, шпулю и встроенную тормозную систему. Самым простым вариантом является выключатель тормоза (clicker). Он либо включен, либо выключен и нет никакой возможности его отрегулировать. Как вы можете легко догадаться, модели с такой системой занимают нижнюю ценовую нишу. И этот вариант может иметь право на жизнь и место в вашей рыболовной сумке. Если вы ловите нахлыстовым удилищем 2 или 3 класса, скорее всего вам никогда и не потребуется более совершенные тормоза. Но, на мой взгляд, разница в цене между нерегулируемым (clicker) и регулируемым (spring & pawl) не так велика, чтобы я отказался от последнего.
 
Есть два надежных способа определить тип тормозной системы катушки, это взять попробовать ее у человека, у которого она есть или изучать документацию производителя. Чтобы узнать, как устроена катушка внутри, необходимо отсоединить шпулю, нажав кнопку быстрого съема или отжав рычаг. Но некоторые катушки, к сожалению, требуют более сложных действий, которые легко производятся в магазине, но очень неудобны на природе в плохую погоду. Я всегда боюсь остаться без запасных частей в моей Abel, при снятии шпули. В этой модели требуется выкрутить маленький винтик с внешней стороны ручки тормоза. Потеряв этот винт, вы можете забыть о рыбалке с этой катушкой на этот день или на всю поездку. 
После того как шпуля снята с рамы, изучать тормоза будет легче. Кроме нерегулируемого кликера, тормозная система может быть одной из трех типов:
 
Тормозная система Spring-and-Pawl нахлыстовая катушка Orvis"Пружина и собачка" (Spring-and-Pawl). Торможение производится путем увеличения или уменьшения подпружиненной треугольной собачки на шпулю. Рычаг или ручка настройки напряженности пружины может быть внутренним или внешним. Такие тормоза обычно ассоциируются бюджетных катушках, таких как Cortland RimFly или Orvis Clearwater. Любая из них, конечно лучше простого кликера. Clearwater прекрасная катушка для некрупной форели, panfish или маленького басса живущего в стоячей воде.
 
Двойная "пружина и собачка". Согласно утверждению "один хорошо, а два лучше" производители удвоили концепцию "пружины и собачки". Если заглянуть во внутренности Orvis Battenkill 3/4 или 5/6, там вы увидите две пружины и две собачки. Дешево? Наоборот Battenkill любима многими нахлыстовиками за ее надежность и долговечность. Важно то, "Spring-and-Pawl" не означает дешевку. Исключений больше чем достаточно, например Abel TR/series использует данную концепцию, ее используют и в моделях имитирующих "классику" - Peerless или Vintage Winston. Эти модели и другие представляют собой высочайшее качество обработки и качества, являясь при этом недорогими. Среди моих "ценных вещей" есть Vintage Winston w/ 2-spools и моего мужества хватает, чтобы использовать ее на большой воде, а ее стойкости хватает чтобы удержать рыбу.
 
Дисковые тормоза. Продукт эволюции тормозов сейчас является нормой для большинства высококачественных катушек. Нижний  уровень цен на такие катушки порядка 100 Катушка для нахлыста Lamson LP-3долларов. Хорошо известные и упомянутые раньше Orvis Battenkill 3/4 and 5/6 доступны и в версии с дисковыми тормозами. Их их цена всего на 10 долларов дороже моделей с двойным Spring-and-Pawl. Я не думаю, что это большие деньги за прирост качества.
 
В качестве отступления я рекомендую получить каталог Orvis. Прекрасные фотографии, описание продукции и главное вид на тормозные системы великолепен. Я не знаю другого рыболовного каталога, который сделан лучше.
 
За исключением "коллекционирования" я считаю разумным покупку катушек оснащенных дисковыми тормозами. Под этим я понимаю, что соотношение цена-качество является наилучшим. Но при этом необходимо понимать, что дисковые тормоза не одинаковые. Они могут сильно отличаться в таких вещах как размеры дисков и материал, использованные для их изготовления и эксплуатационные характеристики тоже не будут одинаковы. Я не претендую на звание эксперта в разработке тормозов, однако могу сказать, что грубо говоря, существует два типа таких тормозов. Тормоза с суппортом (caliper disc-drag) и "честные". Хотя тормоза с суппортом считаются "простенькими" мой опыт показывает, что оба типа работают хорошо. Хорошим примером тормозной системы с суппортом является модель Lamson’s LP series. Я пока не сломал ни одной модели их производства. Lamson прекрасный производитель с большой историей и предоставляющий на свою продукцию "пожизненную" гарантию.
Плавность тормозов может быть критическим фактором при вываживании сильной рыбы способной делать длинные и мощные рывки.  Когда шпуля вращается с прижатым тормозом, выделяется очень много тепла, и вы можете почувствовать, как нагревается катушка. И здесь дизайн очень важен, чем лучше будет рассеиваться тепло, тем дольше она способна работать. Можете верить или нет, но известно много случаев, когда катушка буквально горела под напряжением боя с трофеем. Для борьбы с сильной рыбой не стоит рассматривать нахлыстовые катушки ни с какими другими тормозами, кроме дисковых.
 
Нахлыстовая катушка Abel TR1Функционально дисковые тормоза нахлыстовой катушки подобны тормозам в безынерционной спиннинговой катушке. Затягивание тормоза увеличивает давление дисков на внутреннюю поверхность шпули. Повышение давления все больше и больше оказывает сопротивления стягиванию шнура. Диски могут быть сделаны из пробки или космических материалов, или тефлона или их комбинаций. В настоящее время многие рыбаки многие рыбаки не понимают, что в катушках существует два типа сопротивления обратному ходу. Первый вид сопротивления это усилие, которое необходимо приложить, чтобы сдвинуть катушку с "мертвой точки", а второе длительное усилие для поддержания стягивания шнура. И первое более важное, так как чтобы начать вращение катушки под воздействием рыбы требуется больше усилие, чем продолжать стягивать. И чем меньше разница между этими усилиями, тем лучше нахлыстовая катушка. Для интересующихся вопросами преодоления инерции я рекомендую обратиться в MIT или NASA, а чтобы узнать больше об инерции и сопротивлении стоит обратиться в Правительство. 
С учетом изложенного выше я думаю, что это одна из причин по которой катушки Abel любят такое огромное количество нахлыстовиков. Наличие бесступенчатой, абсолютно плавной регулировки тормозов и репутация идеального качества помещает продукцию в элиту и повышает стоимость их изделий. Они не дешевые! На картинках показаны две катушки Abel: Model 3N разработанная в дизайне "узкой" шпули и Model 1. Самая маленькая Abel Model 0 весит 4 унции против 3 унций у Lamson LP-3. В то время как Lamson хранить шнур седьмого класса и 150 ярдов стандартного 20-фунтового бэкинга, Model 0 ограничена шнуром 4-класса и 80-ярдами аналогичного бэкинга. Это очень серьезное отличие, но если вы готовы выбрать в  супертонкий бэкинг Cortland’s Micronite, то ситуация меняется. Model 0 легко вместит в себя шнур 5-го класса и 150 ярдов данного бэкинга, а если поставить очень хороший шнур типа WF-6-F и супертонкий бэкинг, то моя сверхбыстрая 8-футовая леди готова для рыбалки на морских флэтсах. Для тех, кто любит "потяжелее" можно использовать Model 1 со шнуром 7-го класса.
 
В следующем материале будет рассказано о влиянии веса катушки на ее стоимость и удобство на рыбалке. Потом я расскажу как влияет вес катушки на ее стоимость и комфорт на рыбалке. Рассмотрим ряд изделий среднего и премиального ценового сегмента. И в последней части будет рассказано о новых течениях в катушкостроительстве.
 
Теги: